ФЭНДОМ

Выбор среды обитания: Десктоп или менеджер окон?

Коллективный разум посетителей Линуксфорума Под редакцией Алексея Федорчука Версия 2, 2005.11.18 Версия 1: Citforum

// wiki-форматирование: zed_0xff

Введение Править

В качестве среды обитания пользователя POSIX-систем выступают обычно программы, именуемые интегрированными графическими средами (по простому десктопами - Desktop Environment) и оконными менеджерами, или менеджерами окон (Window Manager, что подчас переводится также как диспетчер окон). Настоящий материал призван предоставить данные для осознанного выбора такой программы. Он предназначен не только (а может быть, и не столько) для совсем начинающих пользователей, но может быть интересен и пользователям действующим.

Десктопы и менеджеры окон тесно связаны со специфическими библиотеками, на которых они основаны. Поэтому начинающим пользователям рекомендуется сначала (или параллельно) ознакомиться с документом: Библиотеки для Иксов. Введение для начинающих.

Ниже дается попытка описания нескольких популярных десктопов и менеджеров окон по схеме достоинства/недостатки/особенности. Однако читатель должен отдавать себе отчет в том, что это очень субъективно, много субъективней, чем при описании дистрибутивов. В сущности, для декстопов и менеджеров окон понятия достоинств и недостатков почти полностью утрачивают свою однозначность, остаются только их особенности. Которые в одних ситуациях могут рассматриваться как недостатки, в других же - как достоинства.

Десктопы Править

Десктопы - это самодостаточные (или претендующие на самодостаточность) программные комплексы, обеспечивающие не только графический интерфейс пользователя, но и доступ к более или менее полному набору интегрированных приложений. В числе последних, как правило, - файловый менеджер, браузер, текстовый редактор, почтовый клиент, возможно, даже офисный пакет.

В настоящее время широко распространены три свободных представителя этого класса: GNOME, KDE и, с некоторыми оговорками, XFce. Ряд систем этого класса (например, 3D-Desktop или UDE) находятся на ранних стадиях разработки. Существуют также коммерческие десктопы, из которых наиболее известен CDE. Однако этим список десктопов не ограничивается. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить сайт Window Managers for X.

GNOME Править

GNOME (GNU Network Object Model Environment) - интегрированная среда, которая настойчиво пропагандируется крупными разработчиками дистрибутивов Linux, ориентированных на корпоративное применение, такими, как Red Hat, Ubuntu, а в последнее время и Novell. Основана на библиотеке Gtk.

Достоинства:

  • Удобная централизованная система управления настройками через GConf. Можно править с помощью консольных утилит, а можно и в редакторе реестра (gconf-editor)
  • Много ПО заточено под GNOME. Наиболее естественно сочетается с The GIMP, Firefox, Sodipodi, так как основан на той же библиотеке Gtk, которая используется во множестве других приложений.
  • Удобные, включенные в поставку приложения, в том числе и уникальные (Ximian Evolution).
  • Имеется несколько относительно легких, но функциональных офисных приложений, требующих GNOME обязательно (Gnumeric, GNU Cash) или предпочтительно (AbiWord).

Недостатки:

  • Сложные и неочевидные зависимости от библиотек и отдельных их версий при сборке из исходников.
  • Разрозненные настройки (нужную настройку желающему предстоит искать среди нескольких меню центра управления).

Следует отметить, что среди собственно GNOME-приложений практически нет лидирующих в своих классах (firefox - исключение). Однако, эта среда может быть оптимальным выбором для активных пользователей тяжелых Gtk-приложений (таких, как GIMP), не желающих "засорения" системы сторонними библиотеками, а также для пользователей, страдающих от излишнего количества настроек в KDE.

KDE Править

KDE (K Desktop Environment) - десктоп, основанный на библиотеке Qt, статус которой в отношении свободы/проприетарности не вполне определен. Поэтому крупные разработчики "коммерческих" дистрибутивов (в первую очередь Red Hat) относятся к этой среде несколько настороженно. Однако, она активно используется в ориентированных на пользователя дистрибутивах, таких, как Mandriva и многих других.

Достоинства:

  • Действительно интегрированная самодостаточная рабочая среда, штатно содержащая в комплекте приложения, перекрывающие большинство потребностей пользователя - от работы с текстами до мультимедиа.
  • Многие из штатных приложений принадлежат к числу лучших в своих категориях (konqueror, kate, kppp, kmail, Quanta Plus).
  • Огромное количество приложений сторонних разработчиков, написанных с использованием библиотек Qt, и kdelibs, и обладающих сходным интерфейсом; многие из них, опять-таки, принадлежат к числу лучших в своем классе (k3b, krename).
  • Разнообразные и гибкие настройки, выполняемые в большинстве случаев с помощью универсального штатного Центра управления (KDE Control Center), что при необходимости может быть дополнено ручным конфигурированием.
  • Возможность унификации внешнего вида для приложений, не относящихся к KDE.
  • Возможность независимого от Иксов управления шрифтами и раскладками клавиатуры.
  • Очень большое количество тем для настройки рабочего окружения.
  • Возможность управлять приложениями из скриптов при помощи dcop.

Особенности:

  • Интенсивно развивается в направлении все большей самодостаточности и независимости от Иксов.
  • KDE - рабочая среда, быстродействие которой возрастает от версии к версии.
  • Очень разветвленное дерево конфигурационных файлов, что обеспечивает широту и гибкость ручных настроек, но делает их весьма неочевидными для начинающего пользователя.

Недостатки:

  • Встроенный в КДЕ переключатель и индикатор раскладки слишком неудобный, поэтому часто (особенно при необходимости работы более чем с двумя раскладками) приходится пользоваться сторонними приложениями.
  • Требовательность к ресурсам машины, практически не подходит для старых компьютеров.
  • Неопределенность в отношении лицензии базовой библиотеки Qt.
  • Слишком большое количество настроек, порой мешающее поиску нужной опции.

XFce Править

XFce (ранее трактовалось как Cholesterol Free Desktop Environment) занимает в определенной степени промежуточное положение между десктопами и менеджерами окон. Основана на библиотеке Gtk, однако развивается в сторону все большей независимости от нее. В связи с промежуточным ее характером, описать ее в терминах достоинства/недостатки невозможно (что достоинство для десктопа - недостаток для менеджера окон, и наоборот).

Поэтому - только

Особенности:

  • Кросплатформенный gui-инсталятор, причём с опциями оптимизации, чётко работает на linux, всех BSD-системах, QNX, Solaris.
  • Придирчивость разработчиков к совместимости как с Qt-, так и с GTK-приложениями, а также тщательное тестирование на совместимость и скорость работы: лозунг "XFce ... и всё работает быстрее!", является причиной популярности среди пользователей.
  • Использование ресурсов в 2 раза ниже, чем KDE или GNOME.
  • xfce-classes (c++) позволяют создать хорошие приложения вроде goverment и xfmedia,в духе KDE, но на основе xfce-lib, которая в будущем будет независима от Gtk.

Представляется, что XFce слабовата для настоящего десктопа: интегрированные ее приложения малочислены и функционально небогаты. Тем не менее, они создают некоторую избыточность, если рассматривать XFce как менеджер окон. И поэтому основное ее применение видится как среды для запуска тяжелых приложений KDE или GNOME, а не самостоятельного рабочего окружения.

Менеджеры окон Править

В отличие от десктопов, менеджеры окон обязаны обеспечивать только одну группу функций - управление окнами :-). То есть их масштабирование, перемещение, активизацию, и так далее. Все функции сверх того (средства запуска приложений, например) - опциональны.

Менеджеров окон существует огромное количество, в чем можно убедиться, посетив тот же Window Managers for X. Их можно условно разделить на три категории - сверхлегкую, легкую и среднюю (в тяжелой категории будут выступать десктопы). Именно в этом порядке будут рассмотрены некоторые их представители: FLVM, WMII3 (сверхлегкая категория), семейство *box'ов (легковесы), FVWM, IceWM, Enlightenment и WindowMaker.

FLWM Править

Краткая характеристика: один из самых маленьких, легких и быстрых оконных менеджеров. Имеет только необходимый минимум средств для управления окнами (закрыть, развернуть на экран, свернуть, свернуть в титул) плюс меню запуска приложений. Устанавливается на "голые" Иксы, так как не использует никаких специфических библиотек.

Особенности:

  • Неограниченное количество рабочих столов.
  • Настраиваются: цвет фона (только через файл ресурсов X-сервера, никаких обоев) и меню запуска (вызываемое кликом любой кнопкой мыши на рабочем столе.
  • Для настройки меню нужно в домашнем каталоге создать подкаталог .wmx и в нем - симлинки на исполняемые файлы тех приложений, которые требуется запустить через меню.
  • Вертикальная ориентация титульной панели с управляющими кнопками (не изменяется).
  • Нет средств для прикручивания иконок, тулбаров и прочих излишеств.

Кроме пункта о кол-ве дескотопов (имхо однозначный плюс), и пункта последнего (скорее всего все же минус), остальное - на усмотрение пользователя, записать это в достоинства или недостатки.

Мой вывод: идеальное средство, если от Иксов требуется только открытие кучи терминальных окон и (или) запуск пары самодостаточных тяжелых приложений типа OpenOffice или GIMP. Особенно на слабой машине: по нетребовательности к ресурсам оставляет позади даже боксы.

WMII3 Править

window manager improved 2 это первый динамический оконный менеджер. Он поддерживает классический (до боли знакомый по всем остальным wm, за исключением ion, ratpoison,larswm и некоторых других) и "фреймовый" режим с неперекрывающимися окнами. Управляется wmii3 через протокол 9P. Также в состав входит панелька и менюшка на ней.

Особенности:

  • управление через 9P

Достоинства:

  • неперекрывающиеся окна
  • конфиг на любом языке программирования (лично видел конфиги на ruby, python)
  • занимает мало памяти
  • в зависимостях только иксы

Недостатки:

  • многие вещи hardcoded и отключить без правки кода нельзя
  • нет поддержки TTF

OpenBox Править

Маленький, легкий, симпатичный... Не требует никаких специфических библиотек, помимо xlib.

Достоинства:

  • Соответствует стандартам freedesktop (EWMH, ICCCM), что позволяет ему без проблем взаимодействовать со многими сторонними программами вроде pypanel, netwmpager, devilspie etc. Это же позволяет использовать его в качестве wm в среде Gnome, KDE, XFCE(?).
  • Умеет управляться с виртуальными рабочими столами.
  • Позволяет настроить горячие кнопки, в том числе и в emacs-стиле.
  • Поддерживает меню, которое может генерироваться динамически.
  • Шустрый, приятный на вид.

Недостатки:

  • Основная конфигурация производится вручную, правкой xml-файла. Есть правда всякие конфигураторы, но они не сильно помогают.

Особенности:

  • Не содержит пейджера, панельки и т.д. Но зато, все это можно прикрутить отдельно.

Хорошо подходит для работы на слабой машине.

FluxBox Править

Наиболее "продвинутый" и активно развивающийся представитель семейства *box'ов.

Достоинства:

  • Такой же, как и openbox, только имеет панельку.
  • Активно развивается, для него создается множество тем.
  • Поддерживает табы (как в браузере, редакторе) в заголовках окон

Развивается в направлении средней весовой категории.

FVWM2 Править

Emacs оконных менеджеров...

Достоинства:

  • Просто сумашедше настраиваимый. Пожалуй, более настраимаемого менеджера окон не существует...
  • При этом довольно быстро работает. "Довольно" - потому что это может зависеть от настроек. Верю, что в принципе, его можно затормозить.
  • Поддерживает разнообразные модули вроде fvwm-button, которые позволяют фактически строить его интерфейс.
  • Динамическое меню.

Недостатки:

  • Очень не тривиальный процесс настройки. Фактически, это программирование. За это я бы поставил даже 2 минуса (впрочем, это можно назвать и особенностью - ред.).
  • Без индивидуальной настройки просто таки страшен.

Один из пользовательских отзывов: настроив, использовал с удовольствием. Но повторить процесс настройки - ни за что. Так что если это - ваш выбор, тщательно сохраняйте все конфиги.

IceWM Править

Маленький, легкий, симпатишный... (с) bogus.

Достоинства:

  • Имеет множество состояний окон (поверх всех окон, под всеми окнами, док и т.п.).
  • Умеет сворачивать в трей любое окно.
  • Особенности поведения окна можно прописать в конфиге, навсегда.
  • Встроенная командная строка.
  • Простое создание своих тем.
  • Можно повесить на хоткеи практически все операции с окнами и десктопом (запуск программ - само собой, тоже).
  • Встроенные в таскбар мониторы сети, проца и почты - простые, но наглядные и юзабельные (в принципе, настоящему индейцу этого достаточно и не надо навешивать всякие torsmo и иже с ними).

Особенности:

  • Немного ограниченная, но все-таки возможность конфигурироть внеший вид и содержание таскбара (например, навесить кнопок для запуска приложений).
  • Все-таки - ограниченная
  • Правка конфигов ручками, но...
  • Хорошо прокомментированные конфиги.
  • Есть графические конфигураторы (хотя и быстро устаревают), если не хочется знать, какой файл править, существуют icepref и iceconf, плюс icemc для настройки меню.

Почему-то считается минусом, что IceWM - Windows-like WM. Что в нем Windows-подобного, кроме таскбара (а такой таскбар у половины всех WM/DE, и не MS его придумала), не пойму.

В общем, не думаю, что новичку IceWM особо придется по душе, так же как и подавляющее большинство всех легких менеджеров (если, конечно, его не настроить и не преподнести новичку во всей красе).

Enlightenment (E016) Править

Уникальный по внешнему виду оконный менеджер сюрреалистического стиля.

Достоинства:

  • Наличие большого числа различных тем.
  • Широкие возможности конфигурирования.
  • Встроенные pager и iconbox - отличная замена IceWM-like панели (хотя и такие можно использовать).
  • Несложная настройка посредством GUI.
  • Различные визуальные эффекты - типа моря внизу экрана.
  • Поддержка borderless, поверх всех и т.п., с возможностью запомнить на всю оставшуюся жизнь.
  • Различные виды окон - различные украшения в одной теме.

Недостатки:

  • Проблемы с кириллицей при использовании некоторых тем (решаемо правкой файлов и заменой шрифтов).

В современном своем виде предназначен для эстетов. В настоящее времяв разработке находится версия E017, которая претендует уже на звание интегрированной среды.

WindowMaker Править

Менеджер окон с интерфейсом в стиле знаменитого NextStep.

Достоинства:

  • Удобные хоткеи (абсолютно для всего, включая минимизацию/максимизацию/скрытие окон, запуск приложений/апплетов и внутренних команд).
  • Удобная навигация между запущенными приложениями (Alt + Tab, F11).
  • Неограниченное количество виртуальных десктопов.
  • Широкий выбор доккаплетов -- см. http://dockapps.org/ (найдется практически все: от апплета управления xmms до анализатора системных логов).
  • Удобный встроенный конфигуратор, который настроивает практически все (шрифты, меню, расположение доков, различное сворачивание окон, создание собственных тем и много, много еще чего....).
  • Очень простые и прозрачные для ручного редактирования конфигурационные файлы.
  • Очень своеобразный и элегантный дизайн с поддержкой визуальных эффектов.
  • "Скрепка", позволяющая создавать отдельный набор иконок запуска приложений для каждого виртуального рабочего стола.
  • Очень удобный способ управления Look&Feel для отдельных окон, возможно отключение заголовка/рамки/рамки изменения размера, отмена глобальных хоткеев для какого-то приложения. Есть возможность задать рабочий стол для запуска каждого приложения (например, Firefox и Sylpheed у меня запускаются на рабочем столе "Web", OpenOffice - на воркспейсе "Work", а Emacs - на "devel").
  • Огромное количество тем.
  • Нетребовательность к ресурсам (написан на Си). Субъективно, работает гораздо быстрее fluxbox/openbox при бОльшем количестве функций.
  • Поддержка drag-n-drop.

Недостатки:

  • Не у всех программ есть большие иконки для доков. (несерьезно как-то)
  • Для комфортной работы требует привыкания (пожалуй, есть некоторое сходство с рабочим столом MacOS X).

Особенности:

  • Глубоко интегрируется с GNUstep и в этом качестве образует единообразную мощную пользовательскую среду.
  • Не использует больших специализированных библиотек и не зависит от них.

Ion3 Править

ion3 - мощный, но в то же время легкий фреймовый оконный менеджер, в первую очередь ориентированный на пользователей, привыкших работать с клавиатуры.

Достоинства:

  • Сколь угодно расширяем
  • Быстрый и легкий
  • Позволяет раскладывать окна в соответствии с критериями любой степени сложности.
  • Следует из предыдущего: помимо тайлинга, поддерживает и перекрывающиеся окна.
  • Клавиатурно-ориентированный => позволяет строить клавиатурные цепочки любой длины и сложности.
  • Поддерживает kde tray.
  • Удобное коммандно строковое меню

Особенности:

  • Конфигурация и расширения на языке Lua

Стоит заметить, что при применении ion процесс разработки программ ( например, с применением vim+нужный компилятор+gdb) становится просто удовольствием: экран делится на не перекрывающиеся области, в которых одновременно видно редактор, отладчик и окно разрабатываемой программы (screen больше не нужен). Также очень удобно работать с многооконными приложениями (такими, как gimp).

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики