Фэндом

Рекомендуется к прочтению перед (или одновременно) с документом Выбор первого дистрибутива: Пособие для начинающих

Возможно, в этом словаре не охвачены все необходимые термины и непонятные слова, которые могут встретиться при первом знакомстве с POSIX-системами.

Аккаунт (пользовательский бюджет, учетная запись) Править

запись в базе данных пользователей, в которой определены его учетное имя (login) и пароль для идентификации при входе в систему, пользовательская командная оболочка (login shell - см. шелл) и каталог для пользовательских данных (т.н. домашний каталог). Один из аккаунтов носит имя root, он же - администратор или суперпользователь, он (и обычно только он) может выполнять общую настройку системы.

Атрибуты файла Править

набор свойств файла, составляющих часть его метаданных и служащих для разграничения доступа пользователей к различным частям системы. Важнейшими для пользователя являются атрибуты принадлежности (хозяин файла, группа пользователей, к которой он принадлежит, прочие пользователи) и атрибуты доступа (право на чтение, право на исполнение и право на измнение файла). Атрибуты доступа определяются независимо для каждого атрибута принадлежности. Пример: пользователь, создавший файл, как правило, является его хозяином, имеет право на его чтение, исполнение (если файл исполняемый) и изменение; права пользователей из его группы обычно ограничиваются чтением и, если возможно, исполнением; прочие пользователи могут иметь право только на чтение файла (возможно , также и исполнение).

База данных Править

в рамках настоящего словаря достаточно представления о базе данных как о таблице, содержащей имена каких-либо объектов (каждое - в отдельной строке), и перечень их свойств, каждое из которых занимает свое поле. Разделителями полей могут выступать пробелы, символы табуляции, двоеточие, точка с запятой, и так далее. Множество конфигурационных файлов в *nix-системах представляют собой базы данных, хотя и очень простые. Примеры: /etc/passwd - база данных пользовательских аккаунтов; /etc/fstab - база данных монтируемых файловых систем.

Библиотека, в обиходе либа (library, libs) Править

набор программ для выполнения ряда операций, одинаковых для многих других программ. Они избавляют от необходимости заново программировать повторяющиеся действия в каждом пакете. Например, практически каждая программа выполняет действия по открытию, закрытию и записи файлов, и поэтому соответствующие функции объединяются в библиотеку, из которой заимствуются при необходимости. Отсутсвие нужной библиотеки - наиболее чатсая причина невозможности установки какого-либо пакета. Примеры: libc - главная системная библиотека функций для включения в программы на языке Си, на котором написана большая часть *nix-систем, их утилит и приложений; в Linux представлена ее GNU-реализация - glibc.

Виртуальный терминал (виртуальная консоль) Править

способ разделения ресурсов компьютера, при котором перед пользователем предстает как бы несколько почти самостоятельных, хотя и виртуальных, устройств обработки ввода/вывода. На каждом виртуальном терминале может быть запущена отдельная программа, между ними возможен обмен данными. См. также консоль, терминал.

Графический режим Править

описание вывода на монитор изображений (в том числе и шрифтов) как набора экранных точек (пикселей). Характеристика графического режима - разрешение (число пикселей по горизонтали и вертикали). Противопоставляется текстовому режиму.

Группа (пользователей) Править

служит для установки единых прав доступа к файлам или каталогам (не обязательно более широких, чем у не-членов группы) для группы пользовательских аккаунтов (хотя может включать и одного пользователя). Например, во многих дистрибутивах Linux и во всех BSD-системах получить права root могут только пользователи определенной группы (wheel).

Дистрибутив (дистр, distribution, distro) Править

способ комплектации операционной системы дополнительными пакетами. Применяется преимущественно к разновидностям ОС Linux, реже - к BSD-системам. Дистрибутивы Linux, как правило, имеют имя собственное (название), отличаются программами установки, средствами управления пакетами, конфигурационными файлами и средствами их настройки. Дистрибутивы различных BSD-систем обычно отличаются только наборами пакетов и, иногда, программами инсталляции. Примеры: Fedora Core, Mandriva, Debian GNU/Linux, Gentoo Linux.

Домашний каталог Править

место для хранения файлов данного пользователя, обычно /home/username.

Зависимость пакета Править

подразумевает, что для установки и (или) функционирования данной программы предварительно должен быть установлен иной пакет. Различают зависимости жесткие, без удовлетворения которых данная программа не может быть установлена или не будет работать, и мягкие, добавляющие ей дополнительные функции. Для разрешения зависимостей предназначены системы портов и пакетного менеджмента. Пример: файловый менеджер mc зависит от нескольких библиотек, без которых он не сможет работать (жесткие зависимости); использование мыши в нем как указательного устройства обеспечивается пакетом gpm (мягкая зависимость).

Иксы Править

жаргонное, но точное название оконной системы X (X Window System), обеспечивающей работу графического режима в операционках *nix-семейства.

Исходники (source, в просторечии сырцы) Править

текст программы, написанной на языке программирования; для использования такая программа должна быть собрана - в это понятие входят компиляция и линковка - и инсталлирована, то есть включена в дерево файловой системы.

Каталог Править

особый файл, единственное содержание которого - список имен других файлов (или вложенных каталогов). Используются также термины директория и папка. Однако ни в коем случае не следует понимать каталог как физический контейнер для других файлов. Более точной метафорой будет понятие каталога как базы данных файлов, содержащих их идентификаторы (обычно - просто числа-номера в порядке создания) и соответствующие им имена.

Консоль Править

пережиток эпохи, "когда машины были большими". В настоящее время обычно - синоним терминала [ИМХО стоит либо исключить, либо отнести к виртуальным терминалам - ddc].

Корневая файловая система, корень Править

(/ - не путать с пользователем root) - исходная точка построения иерархии файловой системы.

Локаль (locale) Править

совокупность параметров, зависящих от языкового окружения, страны, используемого набора символов, формата представления даты, времени, десятичной дроби, денежной единицы и т.д. Примеры:

  • ru_RU.KOI8-R - локаль для русскоязычного окружения, страны России, набора символов KOI8-R:
  • ru_RU.CP1251 - то же, но для набора символов CP1251;
  • fr_FR.ISO8859-1 - локаль для франкоязычного окружения, страны Франции, набора символов Latin-1 (Западная Европа);
  • fr_BE.ISO8859-1 - то же самое, но для страны Бельгии.

Монтирование Править

процедура подключения ("вживления") файловой системы, находящейся, например, на компакт-диске (или любом другом носителе), в иерархию файлов и каталогов корневой файловой системы (см. также корень).

Морда Править

англ. frontend, программа-надстройка над утилитой командной строки, маскирующая от пользователя прямую команду (серию связанных команд), и выглядит как ее заменитель. В ней опции и параметры команд реализованы как элементы графического (иногда текстового) интерфейса. Примеры: k3b и прочие графические программы для записи CD/DVD - "морда" для команд mkisofs, создающей образ диска, и cdrecord, выполняющей непосредственно запись.

Пакет (package) Править

  1. программа или набор связанных программ, атом POSIX-системы, наименьшая часть, на которую ее можно разделить; в этом понимании пакет может быть добавлен в систему только целиком, и также целиком - удален;
  2. скомпилированная, то есть готовая к установке и использованию программа - обычно противопоставляется исходникам.

Пакетный менеджмент, система управления пакетами Править

программа или комплекс программ для централизованной установки, обновления и удаления бинарных пакетов, а также для разрешения их зависимостей. Примеры: apt - система управления пакетами дистрибутива Debian, позднее приспособленная также для работы с пакетами rpm; pkg_* - общее название комплекса утилит для установки (pkg_add), удаления (pkg_delete), создания (pkg_create) пакетов, и так далее; утилиты с такими (или похожими) именами используются во всех BSD системах и многих дистрибутивах Linux (например, в Slackware), хотя и представляют собой разные программы.

Патчить (patch) Править

изменение исходного текста пакета с помощью готового файла различия версий (т.н. diff-файла). Обычно применяется для апдейта старой версии до более новой, позволяя обойтись без скачивания всего пакета, а только файла обновлений.

Пользователь Править

некто, имеющий учетную запись (аккаунт) в базе данных пользователей.

Порт Править

набор правил для получения исходных текстов программы (см. исходники), ее сборки (сборка) и включения в дерево файловой системы (см. файловая иерархия). Обычно противопоставляется бинарным пакетам. Собственно порты применяются во FreeBSD, однако в других BSD-системах и многих дистрибутивах Linux используются сходные системы, обычно носящие иные имена собственные. Примеры: портежи (portages) Gentoo Linux, pkgsrc NetBSD, ABS из Archlinux.

Раздел (partition) Править

непрерывная область дискового пространства, предстающая перед пользователем как отдельное дисковое устройство. Для архитектуры PC различают разделы физические, или первичные (primary partiotions) и логические.

Рекурсия Править

в узком (програмистском) смысле - определение функции через саму себя. В обиходе широко употребляется как определение некоего понятия таким же образом. Пример: GNU - GNU is Not Unix (что по русски можно было бы перевести без всякой рекурсии: GNU - это вам не хрен антилопий:-)).

Репозиторий (repository) Править

централизованный архив программ (обычно собранных для какого-либо конкретного дистрибутива Linux). Примеры: Debian - репозитарий для одноименного дистрибутива, Sysiphus - репозитарий программ для дистрибутива Altlinux.

Символическая ссылка Править

файл специального типа, не содержащий никаких данных, кроме определния пути к другому файлу или каталогу.

Тарбалл (tarball) Править

архив, то есть файл, содержащий в себе набор других файлов. информацию об их принадлежности к каталогам (см.), владельцах, правах доступа, времени создания и модификации. Почти всегда создается программой tar и обычно сжимается утилитами gzip и bzip2. Примеры: filename.tar.gz - тарбалл, сжатый утилитой gzip, filename.tar.bz2 - то же, с использованием bzip2.

Текстовый режим Править

вывод на экран монитора фиксированного набора алфавитно-цифровых или специальных символов, элементов изображения (т.н. псевдографики). Противопоставляется графическому режиму.

Терминал, текстовый терминал Править

совокупность устройства ввода (клавиатуры) и устройства вывода (экрана монитора). Обычно - синоним понятий консоль и виртуальный терминал, от которых следует отличать понятия эмулятора терминала и x-терминала.

Файл Править

в общем случае однозначно идентифицируемая последовательность байтов. Применительно к *nix-системам важно, что, помимо собственно данных, эта последовательность описывает также и служебную информацию о файле (метаданные), в том числе атрибуты файла. Столь же существенно, что в качестве файлов в *nix-системах предстают не только пользовательские данные, исполняемые программы, каталоги, но также устройства и даже протекающие процессы и средства взаимодействия между ними: все это суть отдельные типы файлов.

Файловая иерархия Править

не общепринятый, но логичный с точки зрения русского языка синоним второго значения файловой системы.

Файловая система Править

один из самых многозначных терминов. Для начинающего пользователя важно различать два значения:

  1. метод физического размещения данных на носителе. примеры: ext2fs, ext3fs, ReiserFS - файловые системы Linux; ufs, ufs2 - файловые системы BSD;
  2. логическая организация каталогов и файлов; в *nix-системах имеет древовидную (иерархическую) форму. Примеры: корневая файловая система, файловая система /home, /usr и так далее.

Шелл (shell, командная оболочка, командный интерпретатор) Править

программа, обеспечивающая ввод, исполнение и получение результата от других программ (команд).

Эмулятор терминала Править

программа, воспроизводящая в графической среде (см.Иксы) свойства текстового терминала.

BSD Править

(Berkeley Software Distributions) - родовое именование нескольких родственных ОС *nix-семейства. Примеры: FreeBSD, NetBSD, OpenBSD, DragonFlyBSD.

GNU Править

проект создания свободной операционной системы, полностью воспроизводящей функциональность коммерческих Unix. Система эта (известная под названием Hurd) до сих пор не создана. Однако в рамках проекта было разработано множество системных утилит и приложений, вошедших в состав Linux и частично - BSD-систем, в частности, компилятор gcc.

Linux Править

(образовано от имени Linus и X - родового компонента названий большинства *nix-систем) - этот термин имеет минимум три значения. Первое, практически общепризнанное, - название ядра операционной системы, разработанного Линусом Торвальдсом. Второе применяется по отношению к одноименному ядру и комплексу средств, обеспечивающих его базовую функциональность (Base Linux, часто также GNU/Linux [Читал - смеялся; пардон - ddc]). Третье - в сочетании с именем собственным применяется для названия определенной разновидности (дистрибутива) этой ОС.

*nix Править

собирательное название для операционных систем, родственных Unix, и отвечающих критериям совместимости со стандартом POSIX.

POSIX Править

Portable Operating Systems Interface (интерфейс переносимых операционных систем), набор стандартов, которым должна соответствовать как операционная система, претендующая на звание кросс-платформенной, так и приложения для нее. Создан на базе опыта разработки *nix-систем, и потому POSIX-системы, с некоторыми оговорками, обычно рассматриваются как их синоним. Примеры:: Linux, FreeBSD и другие BSD-системы, коммерческие Unix'ы.

Root (администратор, суперпользователь) Править

пользователь, имеющий права доступа ко всем каталогам и на изменение всех компонентов системы.

rpm (RPM Package Manager) Править

  1. система управления пакетами во многих распространенных дистрибутивах Linux (Red Hat/Fedora Core, Mandrake/Mandriva, ASPLinux, Altinux, Suse);
  2. формат бинарных (то есть готовых к установке) пакетов для использования с программой rpm.

srpm Править

разновидность rpm-пакета, содержит исходные тексты программы и набор правил для сборки из них бинарного пакета.

Unix Править

родовое название семейства операционных систем, близко по смыслу к понятию *nix или POSIX-систем. Однако, в отличие от них, включает только те операционки, разработчики которых приобрели право на соответствующую торговую марку. Примеры: AIX, Solaris, HP-UX.

X-сервер Править

основная часть Иксов, отвечающая за взаимодействие с "железом" компьютера - клавиатурой, мышью и видеосистемой.

X-терминал Править

обычно слабая машина, единственным назначением которой является запуск X-сервера и подключение к более мощной машине, на которой исполняются прикладные программы. Рейтинг@Mail.ru

Также на Фэндоме

Случайная вики